На главную   Содержание   Следующая
 
Забытые духи Атмоды .Кто платил за банкет?
 
Сейчас, когда по прошествии лет кое-что становится известным,
понимаешь, что никакой неорганизованной Атмоды и быть не могло.
Имела место политтехнологическая, пропагандистская операция -
непрерывная череда митингов, собраний, шествий, пикетов. Все это
снималось по ТВ и показывалось по миру. Кто, например, узнает,
какой была смета знаменитого 'Балтийского пути', когда сотни
тысяч людей вышли на дороги Литвы, Латвии и Эстонии, взявшись за
руки, против 'советской оккупации'? Другое дело, что если бы
настоящая оккупация таки была, помяли бы манифестантов танками.
А так - постояли немножко и пошли закусывать и выпивать. Потому
как время было перестроечное, несытое, и народ тянулся к тому,
кто стоял у раздачи.

В то время, которое так не любит Александр Гильман, я работал в
газете с одноименным латышскому нацпробуждению названием. В
редакции тогда никто не пил - это считалось нестильным. Зато
после работы компанией шли в ресторацию 'Метрополь'. И то
сказать - заработки по советским временам были более чем
нормальные, я, младший корреспондент, получал рублей 300. А так
как в магазинах тогда ничего путного все равно не было,
потратить 10 рублей на обед роскошью мы не считали. Тем более
что водки в городе по талонам было не достать, в коммерческом
магазине она стоила 20 рублей, а в 'Метрополе' ее приносили в
симпатичном графинчике по какой-то среднеарифметической цене
общепита. Помню еще жюльены и бутерброды с лососинкой. Ничего
сверхъестественного, но, блин, это же 1989 год был!

Двухлетие ' Атмоды ' на русском языке, которую уже переименовали
в 'Балтийское время' (я тогда не понял намека: русским в
латышском возрождении делать, в общем, нечего), отмечали в
суперноменклатурной гостинице 'Ридзене'. Обещал быть 'президент'
Горбунов, но не пришел. Редактор латышской ' Атмоды ' Элита
Вейдемане целовалась, по обыкновению, с только что вернувшимся
из путешествия по Западной Европе русским редактором Алексом
Григорьевым. Было много 'Мокки', а также умный Цилевич, который
изрек: 'В столкновении националистов и коммунистов я не хочу
быть на чьей-то стороне'. Золотые слова! Через два месяца в эту
же самую гостиницу залетела злая омоновская пуля. Счет был подан
к оплате. Банкет кончился и превратился в кровавую истеричную
разборку.

Мы едем, едем, едем...

В первую свою газетную командировку я отправился на
персональной автомашине. Не слабо, правда? Командировать двоих
журналистов ' Атмоды ' в Таллин, который только что прибавил к
себе второе 'н', руководство издания постановило на 'волге' с
флегматичным шофером, которого звали, по обыкновению, Гунар.
Этой поездке я обязан знакомством с эстетическим критиком
Катериной Борщовой. Втроем мы весело болтали - кажется, все
время по-русски. Вообще русский язык всегда превалировал в МОЕЙ
Атмоде . Хотя газетное начальство и посылало нас на курсы свежего
госязыка - в Юрмалу нас возила все та же 'волга'. Научились ли
мы там чему-то? Вряд ли. Уж больно 'сколотая' поджимала губки,
когда я пытался перевести статью из неформального латышского
журнала про Бориса Гребенщикова.

Вообще ездили в годы Атмоды много. И по миру (особенно наш
главный редактор), и по стране. Странно, но журналистов издания
пропускали к себе даже 'оккупационные' войска - в воинские части
их приглашали на дискуссии! Невозможно было бы вообразить себе
корреспондентов, скажем, газеты 'Партизанский край', которую
вызвал на чашку чая оберштурмфюрер СС. Такой вот страшный режим
был в Латвии. Аж жуть. Но по нему - и Атмода , господа. Так что
не будем делать из ее фигурантов героев и монстров - это было
лишь совместное мероприятие по борьбе с дефицитом и скукой.

Мужики-хваты

Как можно было заработать на ' Атмоде ' - той, что в кавычках, то
есть газете? По своему собственному опыту скажу: летом 1989 года
газета продавалась в Москве за 1 рубль, в то время как в Риге -
за 20 копеек. 500% прибыли обеспечивало не столько латышское
содержание, сколько участие в проекте некоторых будущих звезд
постсоветской журналистики. Скажем, с Михаилом Леонтьевым мы
вместе жили на даче в Майори. Да, я ведь забыл про ту милую
народнофронтовскую дачку! Она не имела удобств, кроме
рукомойника и туалета типа 'сортир', зато располагалась в дюнах,
в 50 метрах от моря. Трудно переоценить роль летней комнаты в
личной жизни 20-летнего человека. В ночи играет The Cure чудо
техники - диктофон Panasonic. С тех пор я пользуюсь именно этой
моделью.

С офисной площадью у рядовых Атмоды тогда было не так чтобы
сложно. Все три бюро нашей газетки располагались в Вецриге - в
тесноте, зато в престиже. В одном из этих местечек сейчас живет
Валерий Каргин. А тогда было просто: пара звонков нужному
человеку Г. - и все на мази.

Этот Г. был, вполне по-ленински, 'цивилизованным кооператором'.
Являясь по работе управляющим делами в Народном фронте, создал
кооператив с громким названием, обыгрывавшим довоенную денежную
единицу ЛР. Не знаю, как насчет латов, но рубли там водились
неслабые. У него была своя Атмода , не баррикадная. Хотя,
безусловно, без таких мужиков-хватов не достали бы стражи
независимости ни 'рафиков', ни бензина, чтоб по бутылкам
разливать. Я разговаривал с одним из тех боевиков НФЛ, которого
захватили омоновцы, - его этапировали аж в Витебский СИЗО,
правда, уже на две недели. Тоже свой опыт...

Так что никакого такого единого 'духа Атмоды ', в общем-то, и не
родилось. Были использованные профессионалами толпы - в массе
своей обыкновенные советские люди, не хуже и не лучше других, со
своими надеждами, страхами, комплексами. Умение чувствовать
электорат - и не только свой, но и чужой - очень важно для
политиков. Не так ли, коллега Гильман? Иначе ведь получится, как
у слепого фанатика в песне 'Наутилуса', написанной, кстати, тоже
в 1989-м:

Он ловит в воздухе

духов рукой,

Но натыкается только на нас.

Мой брат Каин,

он всех нас погубит,

Потому что у Каина

больше нет глаз.


Вести сегодня, общественно-политическая газета Латвии
55 (798) 06.03.02
Николай КАБАНОВ
 
Подводный флот Латвии
Подводный флот Латвии : подводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' .Заказаны правительством Латвийской Республики во Франции. Заложены в 1925 году. "Атель э Шантье де ла Луар". Нант. Франция. После вхождения Латвии в СССР вошли в состав Советского Флота. 22 июня 1941 года встретили в составе 3 Дивизиона 1 Бригады подводных лодок. Находились на заводе "Тосмаре" в Либаве на капремонте. Вечером 23 июня 1941 года взорваны экипажами , когда немцы рвались к городу. .

 Краткая история латвийской армии
Краткая история латвийской армии
Латвийская армия одна из самых молодых в мире. 5 января 1919 года был организован Отдельный латвийский батальон. Шло время, и латвийская армия развивалась быстрыми темпами по самым высоким мировым военно-техническим стандартам. Уже в 1922 году ее техническая дивизия включала в себя дивизионы - автотанковый, электротехнический, бронепоездной, тяжелой артиллерии, которые затем стали полками. Балтийское море в 1930 году бороздилиподводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' ,минные тральщики-оградители Viesturs и Imanta. Авиация в 1939 году состояла из почти 150 летательных аппаратов, включая истребитель Gloster Gladiator.
Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. В отличие от советских немецкие инженеры перевезли изделие ВЭФ в Берлин, где его всесторонне испытали и даже рекомендовали начать его производство. Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире  Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире Латвийский FORD V8 Vairogs
Латвийский FORD V8 Vairogs модели 81 Standart и Coupe
Первый российский автомобиль был построен в Риге
Первый российский автомобиль был построен в Риге 8 июня 1909 года
На мутной волне нацистского прошлого
Легион Waffen SS
Балтийский кулак НАТО -  60 тысяч штыков Балтийский кулак НАТО-
60 тысяч штыков
Военно-воздушные силы Литвы Военно-воздушные силы Литвы Руководство Люфтваффе  не доверяло пилотам из Латвии Руководство Люфтваффе
не доверяло пилотам из Латвии
Красная свастика на крыльях.История ВВС Латвии
Красная свастика на крыльях.
История ВВС Латвии
Первый в мире танк родом из Риги
Первый в мире танк впервые испытан в Риге.
Первый же опытный английский танк появился лишь полгода спустя - в сентябре 1915 года.

0









Сайт не имеет отношения к государственным и политическим структурам Латвии и России .
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам.








DELFI Кони и гномы-персональный сайт Савченко Владимира.Живопись,скульптуры,художественное оформление помещений.ПОЛНЫЙ СПИСОК СТРАНИЦ  

Купить стальные двери от производителя | Преимущества однофазных бензиновых генераторов | C охраной Сканнер вы в полной безопасности