Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АРТМАНЕ (Artmane) Вия (Алида) Францевна
(р. 21 августа 1929)
 
Латышская актриса, народная артистка СССР (1969). С 1949 в латышском Художественном театре им. Райниса (с 1989 театр Дайлес), Рига. Создала лирические, женственные, исполненные драматизма образы. Роли: Джульетта ('Ромео и Джульетта' У. Шекспира, 1953), Елизавета ('Елизавета Английская' Ф. Брукнера, 1980) и др. Снималась в фильмах: 'Родная кровь', 'Никто не хотел умирать', 'Эдгар и Кристина', телефильм 'Театр' и др.
 
  
 


Президент России Борис Ельцин своим указом "за заслуги в развитии киноискусства и плодотворную деятельность по укреплению международных культурных связей" и по случаю юбилея наградил Артмане орденом Дружбы

Дочь красавицы-польки, прислуги барона, девочка из коммуналки, у которой не было даже игрушек. В мелодраме 'ЭДГАР И КРИСТИНА' она сыграла горничную Кристину, чья история оказалась похожей на судьбу ее матери.

Какая любовь! Своего Ромео она встретила, когда была чуть старше шекспировской Джульетты и бегала на спектакли театра 'Дайлес', где в роли Ромео блистал Артур ДИМИТЕРС. Старше Вии на 14 лет, женатый на известной художнице, он стал ее мужем, отцом ее детей. Это было счастливое супружество, хотя Артмане не скрывает, что муж всегда ревновал ее. Масла в огонь добавляли злые языки, после 'РОДНОЙ КРОВИ' распустившие слухи, что их дочь Криста - от Евгения МАТВЕЕВА.

Какой талант! 'Даже ее руки плачут!' - писала об Артмане в роли Джульетты пресса. А в один из вечеров московских гастролей за кулисы поздравить юную актрису зашла восхищенная Галина Уланова, лучшая Джульетта балетной сцены.

Какие партнеры! Это были лучшие мужчины нашего кино: Гунар Цилинский, Ивар Калныньш, Вахтанг Кикабидзе. И конечно же Евгений МАТВЕЕВ. Их дуэт в 'РОДНОЙ КРОВИ' - один из самых пронзительных в советском кино. Мы позвонили Евгению Семеновичу и попросили его вспомнить 1963 год, когда шли съемки 'Родной крови'.

- Когда мы были утверждены на роли Федотова и Сони, первая встреча как-то оттолкнула нас друг от друга. Мне подумалось: какая же она паромщица - утонченная, городская, ходит, как балерина. А ей, как она мне потом призналась, показалось, что я медведь неповоротливый. Но я понимал, что без обоюдной симпатии работа невозможна, и как-то сказал ей: 'Покажи мне старую Ригу!'. Вия недоуменно на меня посмотрела: 'Тебя это интересует?'. Но, видя мой интерес, показала мне город, Домский собор, памятник Райнису. Там я прочитал ей монолог этого замечательного поэта - по-русски разумеется. Она вся зажглась, ответила мне ответным монологом из его пьесы, в которой играла, - по-латышски. Потом слово за словом, день за днем мы узнавали друг друга. Вия была украшением не только экрана, но и всей съемочной группы. Если появлялся на площадке я, дети галдели, прыгали. А входила она - и все умолкали. Она не читала нравоучений, не воспитывала - просто все чувствовали, что входит королева!

У этой актрисы, любимицы публики, непростая судьба. С одной стороны, она не баловала ее, с другой - возносила высоко. Она была и членом ЦК КПСС Латвии, и депутатом Верховного Совета республики, и председателем Театрального общества. Но, как мне кажется, ей всегда завидовал кто-то из коллег, и это приводило актрису в отчаяние. А теперь, думаю, к этому добавилось еще и что-то вроде мести за ту любовь, которой она пользуется в России. Я был бы рад ошибиться в этих своих догадках.

Меня часто спрашивают, как мы справлялись с тем, что после 'РОДНОЙ КРОВИ' вокруг наших имен ходили разные слухи. В этой молве была доля правды: не влюбиться в такую исключительную женщину, как Вия, было невозможно. Но мы держали свои отношения в дружеских рамках. А недавно мы встретились в 'Останкине' на записи ее юбилейного вечера. Она не ожидала, что я буду в зале, и, когда я вышел на сцену, растерялась. Я тоже был взволнован и ляпнул какую-то глупость...

Вия (Алида) Артмане
21 июля 1929

Окончила драматическую студию при Художественном академическом театре им. Я. Райниса (1949) и была принята в труппу этого театра. Народная артистка СССР (1969).

Снималась в фильмах:


После шторма (1956)
За лебединой стаей облаков (1957)
Чужая в поселке (1958)
Буря (1960)
Вступление (1962)
День без вечера (1963)
Родная кровь (1964)
Ракеты не должны взлететь (1965)
Никто не хотел умирать (1966)
Эдгар и Кристина (1966)
Подвиг Фархада (1967)
Сильные духом (1967)
Туманность Андромеды (1967)
Тройная проверка (1969)
Время землемеров (1970)
Гладиатор (1970)
Баллада о Беринге и его друзьях (1970)
Я, следователь (1971)
Танец мотылька (1972)
Ель во ржи (1973)
Подарок одинокой женщины (1975)
Стрелы Робин Гуда (1975)
Театр (1978)
Твой сын (1979)
Обмен (1979)
Емельян Пугачев (1979)
Государственная граница (1980)
Следствием установлено... (1981)
Последняя индульгенция (1985)
Проделки сорванца (1985)
Тайна снежной королевы (1986)
Моонзунд (1987)
Человек свиты (1987)
Спасенному - рай (1988)
Катафалк (1990)
Только для сумасшедших (1990)
Любовь (1991)
Игра на чужом поле (2000)



http://skola.ogreland.lv/istorija/index.htm
 
Подводный флот Латвии
Подводный флот Латвии : подводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' .Заказаны правительством Латвийской Республики во Франции. Заложены в 1925 году. "Атель э Шантье де ла Луар". Нант. Франция. После вхождения Латвии в СССР вошли в состав Советского Флота. 22 июня 1941 года встретили в составе 3 Дивизиона 1 Бригады подводных лодок. Находились на заводе "Тосмаре" в Либаве на капремонте. Вечером 23 июня 1941 года взорваны экипажами , когда немцы рвались к городу. .

 Краткая история латвийской армии
Краткая история латвийской армии
Латвийская армия одна из самых молодых в мире. 5 января 1919 года был организован Отдельный латвийский батальон. Шло время, и латвийская армия развивалась быстрыми темпами по самым высоким мировым военно-техническим стандартам. Уже в 1922 году ее техническая дивизия включала в себя дивизионы - автотанковый, электротехнический, бронепоездной, тяжелой артиллерии, которые затем стали полками. Балтийское море в 1930 году бороздилиподводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' ,минные тральщики-оградители Viesturs и Imanta. Авиация в 1939 году состояла из почти 150 летательных аппаратов, включая истребитель Gloster Gladiator.
Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. В отличие от советских немецкие инженеры перевезли изделие ВЭФ в Берлин, где его всесторонне испытали и даже рекомендовали начать его производство. Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире  Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире Латвийский FORD V8 Vairogs
Латвийский FORD V8 Vairogs модели 81 Standart и Coupe
Первый российский автомобиль был построен в Риге
Первый российский автомобиль был построен в Риге 8 июня 1909 года
На мутной волне нацистского прошлого
Легион Waffen SS
Балтийский кулак НАТО -  60 тысяч штыков Балтийский кулак НАТО-
60 тысяч штыков
Военно-воздушные силы Литвы Военно-воздушные силы Литвы Руководство Люфтваффе  не доверяло пилотам из Латвии Руководство Люфтваффе
не доверяло пилотам из Латвии
Красная свастика на крыльях.История ВВС Латвии
Красная свастика на крыльях.
История ВВС Латвии
Первый в мире танк родом из Риги
Первый в мире танк впервые испытан в Риге.
Первый же опытный английский танк появился лишь полгода спустя - в сентябре 1915 года.

0









Сайт не имеет отношения к государственным и политическим структурам Латвии и России .
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам.








DELFI Кони и гномы-персональный сайт Савченко Владимира.Живопись,скульптуры,художественное оформление помещений.ПОЛНЫЙ СПИСОК СТРАНИЦ  

Купить стальные двери от производителя | Преимущества однофазных бензиновых генераторов | C охраной Сканнер вы в полной безопасности