Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Герцог Яков (1642-1682гг)
 
Третий представитель династии Кетлеров - Яков (1642-1682гг), самый яркий представитель этого небольшого государства (Курляндии) на берегу Балтийского моря. Дитя эпохи меркантилизма, он делал ставку на деньги, торговлю, договоры. При нем потомки свирепых морских корсаров, которых сторонились даже викинги, обратились к дальним коммерческим плаваниям.

Герцог Яков (латыши называли его Екабс) в своей хозяйственной деятельности придерживался теории меркантилизма, т. е. считал, что в основе хозяйственного развития лежит накопление денег в результате увеличения экспорта и уменьшения импорта. Он развернул широкую хозяйственную деятельность, обнаружив незаурядные способности в торговле. Чтобы не нужно было платить за перевозку товаров иностранным купцам' герцог Яков продолжал развивать торговый флот - дело, начатое его отцом. Кипела работа на вентспилской верфи, были построены и другие верфи, например в Кулдиге. На верфях кроме иностранных мастеров работало и много латышских ремесленников. Герцог был заинтересован в увеличении числа латышских рабочих, так как иностранцам приходилось платить за работу значительно больше, чем местным жителям. Во время правления Якова в Вентспилсе было построено около 80 торговых судов и более 40 военных кораблей. Часть этих судов были проданы за границу, главным образом в Англию и Францию. Флот герцога, участвовавший в перевозке курземских товаров, включал, как правило, 14 торговых и 10 военных кораблей. Ранее вся торговля на Балтийском море находилась в руках Голландии, теперь у нее появилась соперница - Курземе (Курляндия).

Для обеспечения потребностей кораблестроителей в различных материалах были основаны промышленные предприятия - мануфактуры. В Курземе действовали 17 железоплавильных печей, которые перерабатывали местную болотную руду, а также железную руду, привозимую из Норвегии и Швеции. Изготовлением гвоздей и якорей занимались 11 кузниц. Примерно 85 мастерских были заняты витьем веревок и канатов, а также ткали парусину. Действовало много лесопильных заводов, дегтярен, бочарных мастерских. Вооружение военно-морскому флоту герцога в необходимом количестве поставляли 10 пушечно-литейных заводов, 14 селитряных заводов (селитра служила сырьем для производства пороха), 5 пороховых мельниц и ряд оружейных мастерских. Значительная часть военных материалов шла на экспорт.

Чтобы сократить ввоз промышленных товаров из-за границы, герцог Яков организовал мануфактуры и мастерские по производству стекла и бумаги, водки, пива, кирпича и извести, сукна и льняного полотна, а также по обработке кожи. Было также организовано производство мыла и различных предметов роскоши - ковров, гобеленов, украшений. Значительная часть этих изделий вывозилась за границу. Из Западной Европы Курземе ввозила лишь соль, сельдь, дорогие ткани, вина и пряности.

В целях завоевания более широкого рынка для своих товаров, а также чтобы иметь возможность приобретать по более дешевой цене пряности и драгоценные металлы, герцог Яков приобрел заморские колонии.

В 1651 году он договорился с вождями местных племен о продаже ему в Африке, в устье реки Гамбия, небольшого острова, названного островом Святого Андрея, а также участков земли по обоим берегам реки. На острове Святого Андрея было основано укрепленное купеческое поселение - форт Якова.

В 1652 году герцог Яков завладел островом Тобаго у берегов Южной Америки. На острове возникли поселения колонистов, главным образом крестьян и ремесленников, прибывших из Курземе, а также привезенных из Африки рабов-негров. Из Гаубии ввозили золото, слоновую кость и пряности. На Тобаго колонисты разбили плантации, на которых выращивали кофе, табак и сахарный тростник. Флаг торгового флота Курземе, состоявший из двух полос - темно красной и белой, и флаг военно-морского флота с изображением черного краба на красном фоне были известны не только в Европе, но и в других частях света. Кроме дальних заморских колоний герцогу принадлежало также несколько железных рудников в Норвегии.

Расцвет торговли и промышленного производства в Курземе способствовало развитие городов. Благодаря бесплатному труду крепостных герцогство становилось все богаче, однако, положение крестьян, особенно помещичьих, постоянно ухудшалось из за значительного увеличения размеров барщинной повинности. Товары производились главным образом в имениях герцога. Помещики не поддерживали Якова в его начинаниях.

Успехам на торговом поприще, которых добился герцог Яков, способствовал упадок сельского хозяйства и промышленного производства в Западной Европе, вызванный Тридцатилетней войной (1618- 1648).

После войны хозяйственное развитие Западной Европы вновь стало набирать темпы. Промышленное производство в Курземе основывалось на подневольном труде крепостных. Оно было не в состоянии конкурировать с капиталистическим производством в западноевропейских странах, в котором использовался наемный труд свободных людей. Все сильнее становились торговые флоты Голландии и Англии. Цены на сельскохозяйственные продукты стали снижаться, а спрос на товары, производимые в Курземе, падал. Когда в период с 1655 по 1660 год в Курземе вторглась шведская армия, и герцог Яков был захвачен в плен, англичане с голландцами завладели заморскими колониями Курземе. Вернувшись из плена, герцог попытался вернуть утраченные владения, но Курземское (Курляндское) герцогство было больше не в состоянии конкурировать со странами Западной Европы. После смерти Якова хозяйство герцогства окончательно пришло в упадок. Его преемник герцог Фридрих Казимир больше предавался роскоши, чем хозяйственной деятельности.

Деятельность герцога Якова имела важное историческое значение. Развитие промышленных мануфактур способствовало распаду натурального хозяйства. Натуральные подати все чаще заменялись денежными платежами. На мануфактуры многие крестьяне, особенно бежавшие из других мест, нанимались в качестве рабочих и даже мастеров. В городах формировалась буржуазия, которая, правда, еще не имела политической силы. Упадок хозяйственной жизни в Курземе продемонстрировал слабость крепостнической системы, низкую производительность барщинного труда по сравнению с наемным трудом в странах Западной Европы. Колониальная политика герцога была обречена на неудачу, поскольку она не опиралась на достаточную военную мощь.



Источник :http://skola.ogreland.lv/istorija/index.htm
 
Подводный флот Латвии
Подводный флот Латвии : подводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' .Заказаны правительством Латвийской Республики во Франции. Заложены в 1925 году. "Атель э Шантье де ла Луар". Нант. Франция. После вхождения Латвии в СССР вошли в состав Советского Флота. 22 июня 1941 года встретили в составе 3 Дивизиона 1 Бригады подводных лодок. Находились на заводе "Тосмаре" в Либаве на капремонте. Вечером 23 июня 1941 года взорваны экипажами , когда немцы рвались к городу. .

 Краткая история латвийской армии
Краткая история латвийской армии
Латвийская армия одна из самых молодых в мире. 5 января 1919 года был организован Отдельный латвийский батальон. Шло время, и латвийская армия развивалась быстрыми темпами по самым высоким мировым военно-техническим стандартам. Уже в 1922 году ее техническая дивизия включала в себя дивизионы - автотанковый, электротехнический, бронепоездной, тяжелой артиллерии, которые затем стали полками. Балтийское море в 1930 году бороздилиподводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' ,минные тральщики-оградители Viesturs и Imanta. Авиация в 1939 году состояла из почти 150 летательных аппаратов, включая истребитель Gloster Gladiator.
Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. В отличие от советских немецкие инженеры перевезли изделие ВЭФ в Берлин, где его всесторонне испытали и даже рекомендовали начать его производство. Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире  Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире Латвийский FORD V8 Vairogs
Латвийский FORD V8 Vairogs модели 81 Standart и Coupe
Первый российский автомобиль был построен в Риге
Первый российский автомобиль был построен в Риге 8 июня 1909 года
На мутной волне нацистского прошлого
Легион Waffen SS
Балтийский кулак НАТО -  60 тысяч штыков Балтийский кулак НАТО-
60 тысяч штыков
Военно-воздушные силы Литвы Военно-воздушные силы Литвы Руководство Люфтваффе  не доверяло пилотам из Латвии Руководство Люфтваффе
не доверяло пилотам из Латвии
Красная свастика на крыльях.История ВВС Латвии
Красная свастика на крыльях.
История ВВС Латвии
Первый в мире танк родом из Риги
Первый в мире танк впервые испытан в Риге.
Первый же опытный английский танк появился лишь полгода спустя - в сентябре 1915 года.

0









Сайт не имеет отношения к государственным и политическим структурам Латвии и России .
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам.








DELFI Кони и гномы-персональный сайт Савченко Владимира.Живопись,скульптуры,художественное оформление помещений.ПОЛНЫЙ СПИСОК СТРАНИЦ  

Купить стальные двери от производителя | Преимущества однофазных бензиновых генераторов | C охраной Сканнер вы в полной безопасности