Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Каугурское восстание в Латвии. 'Положение о лифляндских крестьянах' 1804 года

 
Хотя крепостническая система была не в состоянии обеспечить дальнейшее развитие производства, правящие классы не желали с этим считаться. Постоянно растущая эксплуатация крепостных вызывала резкий протест крестьян.

В 1799-1801 годах Видземе постигли неурожаи и голод. Чтобы облегчить положение крестьян, правительство отменило поставки зерна и сена, взимаемые для нужд армии (так называемая стационная подать). Величина стационной подати в денежном исчислении была добавлена к подушной подати. Подушную подать за крепостных правительству выплачивал помещик, но крестьянин отрабатывал этот долг, отбывая дополнительную барщину. После отмены стационной подати помещики соответственно увеличили размеры барщины. Крестьяне были уверены, что правительство освободило их от барщины и всех податей, но помещики утаивают от них 'настоящую вольную грамоту'. Крестьяне Цесисской, Валмиерской и Раунской волостей отказались отбывать барщину. Во главе восставших находились слуга имения Муяны Готхард Иохансонс, кучер Карлис Буше, а также хозяин хутора Вители в поместье Кокмуйжа Петерис и его батрак Янис. Г. Иохансонс, будучи образованным человеком, читал о Великой французской революции, а также был знаком с трудами Гарлиба Меркеля. Он призывал крестьян не подчиняться немецким помещикам и просить российского самодержца заступиться за них. Однако, как и остальные руководители восстания, Г. Иохансонс напрасно верил, что 'добрый царь-батюшка' захочет и сможет помочь крестьянам. 7 октября 1802 года лифляндский губернатор направил в имение Каугури земского судью в сопровождении отряда солдат. Судья арестовал 12 крестьян, которые первыми отказались отбывать барщинную повинность. Крестьяне имения Каугури и их руководители собрались в корчме Бестес (близ Валмиеры) Собрание решило освободить арестованных с применением оружия.

Я.Р. Тилберс Каугурцы



9 октября 1802 года в имении Каугури собралось более 3000 крестьян, вооруженных дубинами, косами и охотничьими ружьями. Земский судья барон Унгерн-Штернберг пообещал крестьянам, что вскоре прибудет сам генерал губернатор, которому восставшие смогут изложить свои требования. На самом деле он пытался выиграть время, чтобы успело прибыть более крупное войсковое подразделение. 10 октября пришло армейское подкрепление, включая артиллерию. Солдатам был отдан приказ арестовать главарей восстания. Крестьяне оказали сопротивление, и тогда барон приказал открыть огонь. От выстрелов из орудий погибли четверо крестьян, семь человек, которые были тяжело ранены, вскоре скончались. Несколько позднее от ран умерли еще трое. Началась расправа с восставшими. Многие были наказаны розгами, а руководители восстания были приговорены к смертной казни. Впоследствии ее заменили ссылкой в Сибирь, так как во время суда выяснилось', что помещики на самом деле исказили правительственное решение об отмене стационной подати.

Каугурское восстание обратило внимание царского правительства на положение в прибалтийских губерниях. Правительство опасалось, что в случае войны с Францией в пограничных областях России начнется всеобщее крестьянское восстание. В 1804 году российский император Александр I подписал разработанное специальным комитетом Положение о "лифляндских крестьянах". Впредь крестьяне прикреплялись к земле, а не к помещику. Теперь их можно было продавать, дарить или закладывать только вместе с землей, на которой они жили. Видземские (лифляндские) крестьяне признавались подданными Российского государства. В отношении своих прав крестьяне делились на дворовых людей и хлебопашцев. Хлебопашцев, в свою очередь, подразделяли на крестьян-дворохозяев и батраков. Хозяева могли передавать свою усадьбу по наследству, их можно было наказать только по решению волостного суда.

Волостной суд состоял из трех человек. Одного назначал помещик, второго выбирали крестьяне-дворохозяева, третьего - батраки. Деятельность волостного суда находилась под контролем помещика. Главной задачей этого суда было следить за исправным отбытием крестьянами барщины и своевременной уплатой ими податей. 'Положение о лифляндских крестьянах' определяло также, что размеры барщины и податей, которыми облагаются крестьянские хозяйства, зависят от величины и качества земельного участка. Подушную подать крестьянам разрешалось платить самим, без посредничества помещика.

Хотя помещики всячески пытались обойти это положение, особенно при оценке земли и определении размеров барщины, их произвол все же был ограничен. 'Положение о лифляндских крестьянах' раскололо латышских крестьян. Если раньше одинаково бесправными были как крестьяне-дворохозяева, так и батраки, то сейчас дворохозяева получили определенные преимущества

Положение о крестьянах, принятое в 1804 году, не удовлетворяло ни помещиков, ни крестьян.

Помещики считали, что крестьянам дано слишком много самостоятельности. Кроме того, они не имели права увеличивать размер барщины и таким образом расширять производство товаров для рынка.

Недовольны остались и безземельные крестьяне, особенно батраки, - их положение осталось прежним, поэтому часто вспыхивали новые крестьянские волнения.

Чтоб пойти навстречу дворянству, а также избежать волнений среди батраков, в 1809 году правительство издало так называемые "Дополнительные статьи" к прежнему положению о крестьянах. Помещики получили право сами определять доходность крестьянских дворов и размеры барщины. Они могли выселить любого дворохозяина, а его землю присоединить к помещичьим угодьям, если крестьянин оказался нерадивым хозяином или этого требовали интересы помещика. В целях предотвращения волнений батраков были установлены размеры оплаты их труда, а продолжительность рабочего дня на барщине была ограничена 12 часами. Труд ночью был запрещен или же каждый час ночной работы приравнивался к полутора часам дневной.





Источник : http://skola.ogreland.lv/istorija/index.htm
 
Подводный флот Латвии
Подводный флот Латвии : подводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' .Заказаны правительством Латвийской Республики во Франции. Заложены в 1925 году. "Атель э Шантье де ла Луар". Нант. Франция. После вхождения Латвии в СССР вошли в состав Советского Флота. 22 июня 1941 года встретили в составе 3 Дивизиона 1 Бригады подводных лодок. Находились на заводе "Тосмаре" в Либаве на капремонте. Вечером 23 июня 1941 года взорваны экипажами , когда немцы рвались к городу. .

 Краткая история латвийской армии
Краткая история латвийской армии
Латвийская армия одна из самых молодых в мире. 5 января 1919 года был организован Отдельный латвийский батальон. Шло время, и латвийская армия развивалась быстрыми темпами по самым высоким мировым военно-техническим стандартам. Уже в 1922 году ее техническая дивизия включала в себя дивизионы - автотанковый, электротехнический, бронепоездной, тяжелой артиллерии, которые затем стали полками. Балтийское море в 1930 году бороздилиподводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' ,минные тральщики-оградители Viesturs и Imanta. Авиация в 1939 году состояла из почти 150 летательных аппаратов, включая истребитель Gloster Gladiator.
Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. В отличие от советских немецкие инженеры перевезли изделие ВЭФ в Берлин, где его всесторонне испытали и даже рекомендовали начать его производство. Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире  Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире Латвийский FORD V8 Vairogs
Латвийский FORD V8 Vairogs модели 81 Standart и Coupe
Первый российский автомобиль был построен в Риге
Первый российский автомобиль был построен в Риге 8 июня 1909 года
На мутной волне нацистского прошлого
Легион Waffen SS
Балтийский кулак НАТО -  60 тысяч штыков Балтийский кулак НАТО-
60 тысяч штыков
Военно-воздушные силы Литвы Военно-воздушные силы Литвы Руководство Люфтваффе  не доверяло пилотам из Латвии Руководство Люфтваффе
не доверяло пилотам из Латвии
Красная свастика на крыльях.История ВВС Латвии
Красная свастика на крыльях.
История ВВС Латвии
Первый в мире танк родом из Риги
Первый в мире танк впервые испытан в Риге.
Первый же опытный английский танк появился лишь полгода спустя - в сентябре 1915 года.

0









Сайт не имеет отношения к государственным и политическим структурам Латвии и России .
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам.








DELFI Кони и гномы-персональный сайт Савченко Владимира.Живопись,скульптуры,художественное оформление помещений.ПОЛНЫЙ СПИСОК СТРАНИЦ  

Купить стальные двери от производителя | Преимущества однофазных бензиновых генераторов | C охраной Сканнер вы в полной безопасности