Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
NRA. Скандинавы угрожают Латвии
 
Решение правительства отозвать своих представителей из правления Рижского свободного порта (РСП) и разработать законопроект, который предусматривает переход РСП под контроль государства, вызвало большие внутриполитические баталии.

В их тени осталось сообщение Neste о возможности подать в международный третейский суд иск против Латвии на 20 миллионов, который - в отличие от смены политических чиновников в структурах порта - может серьезно сказаться на наших кошельках.
Спор из-за суда

У Латвийского государства уже есть опыт проигрышей в международных судах. Вспомним хотя бы печальной славы дело о разрезанном судне, когда в Копенгагене Морской коммерческий суд принял неблагоприятное для Латвии решение, по которому из кошелька налогоплательщиков пришлось выложить 2,1 млн. латов. У иностранцев куда больше опыта в международных судебных делах, поэтому сообщение Neste о возможности обращения в международный третейский суд с иском на 20 млн. евро (13 млн. Ls) против Латвийского государства вызвало большое волнение.

Этот иск Neste станет встречным, если Рижский международный арбитражный суд примет к рассмотрению иск РСП против предприятия Neste за нарушение договора об аренде земли и о возмещении убытков на сумму более миллиона латов. Neste считает, что Рижский свободный порт - учреждение самоуправления, и оно вправе обращаться только в "обычный" суд, а не в международный третейский.

Тем не менее Рижский международный третейский суд дело принял, и 25 августа рассмотрит его. Надо добавить, что и Госконтроль признает, что у управления Рижского свободного порта особый статус и его нельзя считать учреждением или предприятием самоуправления, потому что оно создано не в соответствии с Законом о самоуправлениях. Конечно, у скандинавских инвесторов и у международных судебных инстанций может быть другая точка зрения по этому вопросу. Иными словами, угрожает ли нам в ближайшее время дело на 20 миллионов и за что?

До сих пор скандинавы не опубликовали, какие юридические аргументы подкрепляют возможный иск на 20 млн. евро против Латвийского государства. Ясно только, что этот иск связан с решением Рижского свободного порта обратиться в международный третейский суд. Обращает на себя внимание такой нюанс: Neste угрожает обращением в суд не в том случае, если третейский суд удовлетворит требование Рижского свободного порта, но если суд вообще станет рассматривать это дело. Очевидно, есть нечто такое, что очень не понравилось бы компании Neste, если иск в самом деле будет рассмотрен. Что именно?

В порядке ли бумаги?

Договор об аренде примерно 40 000 кв. м земли для строительства нефтетерминала Neste был заключен в 1996 году сроком на 30 лет. Стояли другие времена, и Рижский свободный порт получил от скандинавов щедрые обещания об импорте через терминал значительного объема горючего, потому что в то время спрос на качественное импортное горючее в самом деле был высок. Но выяснилось, что рыночная конъюнктура изменилась, и предполагавшийся объем импортного горючего на латвийский рынок не пошел. Так что сейчас Neste отрицает свои обещания, заверяя, что на самом деле были только благие намерения, а не гарантии. Так это было или иначе, придется решать суду, но Рижский свободный порт, положившись на серьезность обещаний Neste, построил причал, который обошелся более чем в 5,5 млн. латов.

В свою очередь компания Neste в 1999 году смогла перевалить через терминал только 33,87% нефтепродуктов от запланированного объема, в 2001-м - 16,88%, в 2001-м - 0,84%, а в 2002 году - 9,74%. Поэтому сейчас Рижский свободный порт считает, что понес убытки на миллион латов по сравнению с тем, что мог бы получить, если бы Neste cдержала свои обещания об объемах переваленных грузов.

Исходя из этих цифр, упреки Рижского свободного порта в адрес предприятия Neste, как видите, вполне справедливы; понятно и обращение в суд. Возможно, что в этом споре правда на стороне Рижского свободного порта. Но есть другие опасения. Говоря словами адвоката Грутупса, в порядке ли бумаги? Можно ли было обещания Neste в далеком 1994 году считать гарантиями?

Возникает также вопрос: если компания Neste никогда не была в состоянии на 100% обеспечить обещанные объемы перевалки грузов через терминал, а в 2001-м выполнила их всего на 0,84%, почему правление Рижского свободного порта очнулось от спячки только в 2003 году?

Реакция вызывает странные ощущения

Тем не менее реакция скандинавского инвестора Neste на обращение Рижского свободного порта в международный третейский суд вызывает странные ощущения. Если уж компания Neste так убеждена в своей правоте, чего же тогда бояться суда? Установка "если вы нас засудите на миллион латов, то мы вас засудим на двадцать миллионов евро", простите, очень напоминает шантаж, когда противная сторона всеми силами старается избежать суда. Сдается, что представителям Neste не хватает юридических аргументов, если не считать, что правление Рижского свободного порта обратилось в "неправильный" суд.

С другой стороны, уважаемое скандинавское предприятие Neste за десять лет вложило в наше государство 50 млн. евро, создало в свое время первую иностранную сеть заправочных станций в Латвии, а налогов за это время выплатило Латвийскому государству в сумме 135 млн. евро. Можем только радоваться таким инвесторам.

И тем не менее, если Neste не удалось выполнить кое-что из обещанного и если представитель латвийской стороны - управление Рижского свободного порта - предлагает рассматривать спор в третейском суде нормальным, общепринятым в мире цивилизованным образом, стоит ли в таком случае угрожать другими, более крупными судебными исками, вызывая непонимание общества и создавая у людей неблагоприятное отношение к деятельности инвесторов в Латвии?


Сандрис ТОЧС, Neatkariga Rita Avize
19 августа 2003 11:36
Эта страница распечатана с портала DELFI
Адрес http://rus.delfi.lv/archive/index.php?id=6056368

 
Подводный флот Латвии
Подводный флот Латвии : подводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' .Заказаны правительством Латвийской Республики во Франции. Заложены в 1925 году. "Атель э Шантье де ла Луар". Нант. Франция. После вхождения Латвии в СССР вошли в состав Советского Флота. 22 июня 1941 года встретили в составе 3 Дивизиона 1 Бригады подводных лодок. Находились на заводе "Тосмаре" в Либаве на капремонте. Вечером 23 июня 1941 года взорваны экипажами , когда немцы рвались к городу. .

 Краткая история латвийской армии
Краткая история латвийской армии
Латвийская армия одна из самых молодых в мире. 5 января 1919 года был организован Отдельный латвийский батальон. Шло время, и латвийская армия развивалась быстрыми темпами по самым высоким мировым военно-техническим стандартам. Уже в 1922 году ее техническая дивизия включала в себя дивизионы - автотанковый, электротехнический, бронепоездной, тяжелой артиллерии, которые затем стали полками. Балтийское море в 1930 году бороздилиподводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' ,минные тральщики-оградители Viesturs и Imanta. Авиация в 1939 году состояла из почти 150 летательных аппаратов, включая истребитель Gloster Gladiator.
Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. В отличие от советских немецкие инженеры перевезли изделие ВЭФ в Берлин, где его всесторонне испытали и даже рекомендовали начать его производство. Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире  Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире Латвийский FORD V8 Vairogs
Латвийский FORD V8 Vairogs модели 81 Standart и Coupe
Первый российский автомобиль был построен в Риге
Первый российский автомобиль был построен в Риге 8 июня 1909 года
На мутной волне нацистского прошлого
Легион Waffen SS
Балтийский кулак НАТО -  60 тысяч штыков Балтийский кулак НАТО-
60 тысяч штыков
Военно-воздушные силы Литвы Военно-воздушные силы Литвы Руководство Люфтваффе  не доверяло пилотам из Латвии Руководство Люфтваффе
не доверяло пилотам из Латвии
Красная свастика на крыльях.История ВВС Латвии
Красная свастика на крыльях.
История ВВС Латвии
Первый в мире танк родом из Риги
Первый в мире танк впервые испытан в Риге.
Первый же опытный английский танк появился лишь полгода спустя - в сентябре 1915 года.

0









Сайт не имеет отношения к государственным и политическим структурам Латвии и России .
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам.








DELFI Кони и гномы-персональный сайт Савченко Владимира.Живопись,скульптуры,художественное оформление помещений.ПОЛНЫЙ СПИСОК СТРАНИЦ  

Купить стальные двери от производителя | Преимущества однофазных бензиновых генераторов | C охраной Сканнер вы в полной безопасности